29 марта 2024 года состоялся семинар-практикум для педагогов-психологов образовательных организаций Красносельского района «Проблема сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних как аспект профилактики деструктивного поведения». На семинаре присутствовали 32 педагога-психолога.
Открывая семинар, методист ЦППМСП Красносельского района Афанасьева Татьяна Максутовна отметила, что проблема сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних весьма актуальна. Татьяна Максутовна сообщила участникам семинара данные, приведенные сотрудниками правоохранительных органов в докладах на Круглом столе «Жестокое обращение с детьми: профилактика и реабилитация. Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые свидетельствуют о значительном числе преступлений, совершаемых против сексуальной неприкосновенности детей. Также методист указала на важность работы по формированию у детей традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе по популяризации семейных ценностей и формированию здорового нравственного климата в семьях как основы охраны сексуальной неприкосновенности детей и подростков.
Было отмечено, что законодательно закрепленных алгоритмов работы педагогов-психологов с детьми, ставшими жертвами преступлений против половой неприкосновенности, не существует. Это положение послужило отправной точкой для выступления педагогов-психологов ЦППМСП Красносельского района Новиковой Наталии Юрьевны и Сошниковой Ирины Геннадьевны, которые поделились своим опытом работы с такими детьми в рамках доследственных проверок, следственных мероприятий и в ходе судебных заседаний. Также в их выступлении значительное внимание было уделено законодательству Российской Федерации в сфере охраны сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних, положениям, особенно значимым для организации работы педагогов-психологов по оказанию помощи детям и подросткам.
Под руководством педагогов-психологов ЦППМСП Красносельского района, работая в фокус- группах, участники семинара-практикума представили свое видение действий педагога-психолога в различных ситуациях, в том числе
— в ситуации, когда сама жертва сообщила о насилии,
— когда о том, что ребенок подвергается насилию, психологу стало известно от третьих лиц,
— когда вероятность насилия в отношении ребенка была выявлена в ходе диагностической работы педагога-психолога.
Рассказывая о результатах групповой работы, участники семинара-практикума продемонстрировали свою профессиональную компетентность в вопросах оказания помощи детям и подросткам, подвергшимся насилию.
Присутствующие высоко оценили практическую значимость полученной на семинаре-практикуме информации и ценность полученного в ходе совместной работы опыта.
Программа семинара-практикума 29.03.2024 Информационная карта семинара-практикума 29.03.24
Материалы семинара-практикума: Проблема сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних как аспект профилактики деструктивного поведения.pptx
Материалы работы фокус-групп:
Дополнительные материалы по теме семинара-практикума:
- Памятка «9 правил телесной безопасности ребенка»
- Памятка «Как понять, что ребенка могли подвергнуть сексуализированному насилию»
- Памятка «Порядок действий в случае изнасилования, насильственных действий сексуального характера»
- Памятка «Что делать, если кажется, что ребенка подвергли сексуализированному насилию»
- Памятка_ИНТИМНАЯ_БЕЗОПАСНОСТЬ_РЕБЕНКА
Литература по теме семинара-практикума:
- Насилие и жестокое обращение с детьми: учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Волковой . — СПб: ООО «Книжный дом», 2011
- Волкова Е.Н. , Исаева О.М., Варакина Е.В., Фадеева М.В. Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения. — Н.Новгород, 2016. — 280 с.
- Информационный материал_ мифы о сексуализированном насилии