Упражнения для снятия эмоционального напряжения в стрессовой ситуации. Презентация-практическое руководство для педагогов
Разработка может быть особенно полезной для педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии.
В предлагаемом материале рассмотрены основные психологические проблемы, возникающие при использовании ДОТ. Показано, что дефицит социально-эмоционального контакта между участниками образовательного процесса, характерный для дистанционного обучения, усложняет процесс передачи социокультурного опыта, снижает харизматические возможности педагога, негативно влияет на профессиональную идентификацию.
Представлены «Три золотых правила психогигиены (Боб Фьюсел)» и приемы и техники саморегуляции в эмоционально насыщенный период.
Стресс и как с ним справляться
Разработка содержит краткие сведения о стрессе как неспецифическом (аномальном) состоянии или реакции организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Описаны симптомы стресса и даны рекомендации для педагогов по его преодолению.
Давайте учиться гореть, но не сгорать!
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Рассмотрены 2 аспекта эмоционального выгорания. С одной стороны, эмоциональное выгорание — приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, т.к. позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. С другой стороны, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Проанализированы причины эмоционального выгорания у педагогов, симптомы, стадии и факторы синдрома. В разработке подробно описаны вопросы профилактики синдрома выгорания, или техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности, приведен примерный перечень способов эффективной саморегуляции и методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.
Показано, что изготовление куклы-оберега может стать эффективным способом снятия напряжения, профилактики синдрома эмоционального выгорания. Приведены некоторые сведения о народной кукле, правила изготовления кукол. Этот материал может быть использован педагогом не только для стабилизации собственного эмоционального состояния, но и в работе с обучающимися.
Использование практик куклотерапии в профилактике эмоционального выгорания
Профессиональное/эмоциональное выгорание — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, в том числе педагогов. Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.
Среди известных способов «разрядки» не последнее место занимают рукоделие и общение с искусством. На этом основано использование практик куклотерапии в профилактической работе.
Представляемая практика состоит в изготовлении тряпичной куклы-оберега, Использование практики позволяет приобщиться к русским национальным традициям, что само по себе способствует активизации личностных ресурсов.
Сам процесс изготовления куклы символизирует переход из хаоса к порядку и напоминает медитацию. Он способствует снятию эмоционального напряжения, актуализации творческого потенциала педагога, предотвращая таким образом развитие эмоционального выгорания.
Изготовление куклы в группе коллег помогает создать безопасную, эмоционально благоприятную атмосферу межличностного общения, необходимую для преодоления симптомов профессионального выгорания.
- КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СЭВ
- ПАМЯТКА по преодолению синдрома эмоционального выгорания
- Диагностика уровня эмоционального выгорания
Рекомендации по профилактике СЭВ
Разработка содержит рекомендации одного из ведущих психиатров России, академика РАМН Павла Сидорова, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.