Школьная неуспеваемость: причины, типология, пути преодоления
Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт, даже несмотря на то, что данной школьной проблематике современные педагоги и психологи уделяют пристальное внимание.
Предлагаемый материал описывает три этапа формирования школьной неуспеваемости, ее внешние и внутренние причины. Подробно рассмотрены психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость, в том числе взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей детей и трудностей в обучении. Описаны виды учебных ситуаций, затрудняющих учебную деятельность детей со слабой нервной системой и инертным типом протекания нервных процессов.
Рассмотрены виды школьной неуспеваемости и типология неуспевающих учащихся.
Важным разделом являются рекомендации по предупреждению неуспеваемости — рассмотрены действия педагога на различных этапах урока. Также описаны пути устранения неуспеваемости.
Показано, что доверие между учителем и учеником — необходимое условие качественного образования.
Стратегии педагогического взаимодействия со слабоуспевающими учениками
На схеме представлены стратегии педагогического взаимодействия со слабоуспевающими учениками.
Мотивация и успешность учебной деятельности
Мотивация, по мнению многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности поведения и деятельности личности. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.
В предлагаемом материале описаны факторы, определяющие учебную мотивацию. Представлены виды мотивов учения, в том числе познавательные и социальные мотивы.
Значительное внимание уделено учебной мотивации у различных возрастных групп школьников. Даны рекомендации педагогам по развитию школьной мотивации, в том числе по преодолению неэффективных мотивационных стилей, «выученной беспомощности», по построению взаимоотношений между педагогом и школьниками, способствующих повышению учебной мотивации.
Дети с трудностями обучения чтению и письму. Кто они
В представленном материале рассмотрены психофизиологические проблемы детей с трудностями в обучении письму и чтению, основные проявления таких нарушений, как дисграфия, дислексия, дизорфография. Анализируются о возможностях профилактики нарушений письменной речи, пути организации учебной деятельности младших школьников.
Кризис управления вниманием — проблема детей эпохи цифровизации
Педагоги-психологи отмечают, что обращения по поводу нарушения внимания у детей и подростков составляют около 70% от общего числа обращений на консультации. Кризис управления вниманием – явление, широко распространенное у детей, рожденных в условиях переизбытка информации, приводящее к проблемам в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфере. В материале рассмотрены стратегии, помогающие защитить внимание от постоянной эксплуатации, и ряд рекомендаций, важных для педагогов и родителей.
СДВГ как причина трудностей в обучении. Кто виноват? Что делать?
По данным ряда специалистов, в каждом втором классе, состоящем из 25-30-ти детей, хотя бы у одного будет СДВГ, 15-20% детей, поступающих в школу, имеют СДВГ. Задача педагога, отмечающего признаки гиперактивности и нарушения внимания, обратить внимание родителей ученика на желательность, а порой – необходимость, тщательного медицинского обследования. В представленном материале описаны некоторые приемы и способы педагогического взаимодействия с ребенком с СДВГ, которые помогут ему адаптироваться к требованиям образовательного процесса. Рассказано, как педагог может организовать школьную жизнь гиперактивного школьника.
Раздел пополняется…