Тайный мир ребенка
Вера в сверхъестественное – одна из основополагающих способностей человеческого мышления. До того, как разилось причинно-следственное, а потом и научное мышление, человечество пользовалось мышлением магическим. Дети любят все волшебное. Даже в обычных явлениях они способны видеть нечто магическое и мистическое. К примеру, когда после дождя на небе появляется радуга, во время грозы гремит гром. А Дед Мороз и Зубная фея?.. Малыши с нетерпением ждут этих сказочных героев, пишут им письма.
Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность ребенка к фантазированию говорит об активно развивающейся у него функции воображения, которая необходима для гармоничного развития.
Почему так важно ребенку верить в чудо?
Дети, активно верящие в чудеса, знающие множество сказок и сказочных персонажей формируют у себя полезные навыки и качества. У ребенка появляются внутренние силы для решения жизненных ситуаций. Убеждённость в существовании сверхъестественного помогает ребёнку преодолевать сложности, справляться с огорчениями. Когда внутренней силы не хватает, ребёнок чувствует себя уязвимым и беззащитным. Иногда это проявляется в виде страхов. Ребенок, в жизни которого есть место чудесам, способен гибко мыслить и абстрагироваться к обстоятельствам. Сказочные персонажи зачастую проходят много препятствий на пути к заветной цели, ничего не достаётся просто так, необходимо быть храбрым, ловким, сообразительным, любящим. Сказочные приключения учат мечтать. Для взрослого человека впоследствии этот навык становится первым шагом на пути к осуществлению желаемого.
Дети, не верящие в Деда Мороза, добрые или злые силы, рискуют вырасти излишне прагматичными взрослыми. Когда у детей есть возможность мечтать, им проще адаптироваться к новым обстоятельствам, а ведь именно к этому располагает современная реальность. Дети, верящие в чудеса и в сказочных героев абсолютно точно имеют хорошее чувство юмора, и оно у них активно развивается.
Ребенок, верящий в чудо способен увидеть смешное в некоторых ситуациях, на первый взгляд запутанных и экстремальных. Эта способность помогает детям стать стрессоустойчивее и остроумнее. Жадный богач, пляшущий под волшебную дудочку, колдунья Баба Яга, которую при сноровке легко перехитрить — всё вызывает смех. А в будущем это и вовсе моделирование реальных жизненных ситуаций.
Психологи выделяют два вида детского фантазирования.
Нормальное фантазирование — дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игре даже перевоплощаться в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о привидениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.
Защитное фантазирование — дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности, которая ему помогает.
Фантазирование может выступать как реакция ребёнка на ситуацию, на возникающие у него чувства и переживания. Например, находясь в детском саду, ребёнок скучает по маме, грустит, но его чувства никому не интересны, да и сам ребёнок не совсем понимает, что с ним происходит, часто не зная даже, как называются те чувства, которые он испытывает. С возникающими переживаниями, которые могут быть достаточно интенсивными, необходимо как-то обойтись. Существует достаточно много различных психологических защит, которые помогают справляться с переживаниями. Если у ребёнка хорошо развито воображение, оно приходит на помощь в момент, когда необходимо справиться с сильными чувствами. Ребёнок с помощью своей фантазии трансформирует переживания в историю, которую он потом расскажет своей маме. История может быть, например, о том, «что заходит ребёнок в группу после музыкального занятия, а там сидит мальчик, один, он опоздал, но был совсем не долго, его быстро забрали мама и папа и сестричка». История выглядит вполне правдоподобно, и ребёнок рассказывает подробно в деталях и красках. Позже выясняется, что все это неправда. Мама может задаваться вопросом, зачем же ребёнку всё это придумывать? А некоторые мамы в таких случаях называют своего ребенка «врунишкой». И тогда ребенок перестает рассказывать маме свои истории, и его тайный мир навсегда закрывается от взрослых.
Взрослые иногда сомневаются – правильно ли это, когда уже подросший ребенок по-прежнему верит в чудо? Поэтому и возникают ситуации, в которых папа или мама рассказывают малышу правду. Добро пожаловать в реальность. Так рушится детский мир, наполненный волшебством… Но, как правило, к 8 годам ребенок и сам догадывается, что волшебство дело рук взрослых. Не стоит переубеждать и доказывать обратное. Мудрые родители объяснят ребенку, что волшебство и чудеса — это то, что мы может творить сами своими руками, если будем добрыми и справедливыми людьми.
Итак, День веры в Единорогов.
Как его можно отметить? Посмотреть мультфильм, прочитать сказку, рассказать детям таинственную историю или пойти с ними искать клад. В-общем, чудите. И пусть к вам во сне придет единорог — символ вашего тайного внутреннего мира, мира чистоты, добра, любви и благородства.
Тем, кто хочет лучше понимать своего ребенка, рекомендую прекрасную книгу Марии Владимировны Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
Источники в Интернете:
https://www.b17.ru/article/72891/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/08/nuzhno-verit-v-chudesa
Подготовлено педагогом-психологом Логотской Е.А.