Ежегодно в сентябре-октябре в образовательных организациях Санкт-Петербурга проводится социально-психологическое тестирование обучающихся по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств психотропных веществ.
Почему проводится такое тестирование? Как показывает статистика, употребление несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу для здоровья подрастающего поколения. Среди основных причин употребления наркотических и психоактивных веществ молодыми людьми специалисты называют молодежную субкультуру, пропагандирующую наркопотребление как элемент моды, отсутствие занятости подростков в свободное время, веру в миф, что от наркотиков легко отказаться и так далее.
Зачем проводится тестирование? Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Каждый родитель, несомненно, хотел бы оградить своего ребенка от опасной болезни. К сожалению, родителям бывает трудно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую болезнь, пока не сформировалась зависимость.
Именно социально-психологическое тестирование помогает выявить поведенческие, психологические особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения подростка в зависимое поведение, оценить вероятность вовлечения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты.
На основании результатов тестирования организуется адресная и системная работа с обучающимися, направленная на профилактику вовлечения в потребление наркотических и психоактивных веществ.
Как проводится тестирование?
Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
— Федеральный закон от 07.06.2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
— Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».
Основные принципы проведения тестирования:
— принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
— принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования не разглашаются, не подлежат публичной огласке, сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
— принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
— принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
Чего не стоит опасаться родителям?
Полученные результаты тестирования носят прогностический, вероятностный характер. Они не могут быть использованы ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не являются основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
Результаты тестирования деперсонифицированы и являются конфиденциальной информацией (получить индивидуальные результаты обучающегося никто из работников и руководства образовательной организации не сможет без нарушения законодательства Российской Федерации). С конфиденциальной информацией о конкретном ребенке имеет право работать только строго ограниченный круг лиц (педагог-психолог) образовательной организации, который имеет соответствующее образование и соответствующий допуск. Обнародоваться и обсуждаться могут только усредненные (статистические), а не персональные результаты тестирования и иметь вид статистического отчета по классу или школе в целом.
Какова польза для родителя от участия в тестировании ребенка?
По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.
Результаты тестирования помогут родителям (законным представителям) и обучающимся контролировать соответствующие риски. В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь школьным педагогом-психологом, либо на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. При этом психопрофилактический маршрут будет разработан именно для Вашего ребенка.
Помощь эта будет носить конфиденциальный характер и будет тем более эффективной, чем больше в эту работу будет включен родитель (законный представитель).
Седунова И.С., директор, педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района
Иванова И.В., заместитель директора, педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района
Афанасьева Т.М., методист ЦПМСС Красносельского района