Уважаемые родители!
Эти рекомендации мы адресуем, прежде всего, тем, кто готовится стать родителями первоклассников. А предварить их мы хотели бы замечательными словами нашего соотечественника, выдающегося писателя И.Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный – речь!
Всем хорошо известно, какую важную роль играет в жизни человека речь, язык. Маленький ребенок познает мир во многом не самостоятельно: он задает родителям вопросы, а они отвечают. В этих ответах ребенок получает частичку общего знания: будь то опыт всего человечества или узкого семенного круга. То же происходит и в школе: все, что школьник узнает о мире, он усваивает из объяснений учителя или из учебников, то есть опять-таки посредством языка, речи.
Исключительна роль, которую играет речь в формировании всех психических функций, прежде всего, восприятия, памяти, воображения. Особенно тесно связана речь, конечно, с мышлением.
Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Поэтому самая большая ошибка родителей — недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей.
У многих детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения звукопроизношения. В детских садах учителя-логопеды стараются научить детей правильно произносить все звуки. И успешно, как правило, справляются с этой задачей. Тем не менее, было бы большим заблуждением считать, что на этом работа над устной речью закончилась. Надо продолжать развивать речь ребенка. Именно эту задачу должны решать взрослые, желающие облегчить ребенку вступление в школьную жизнь.
Итак, не полагайтесь на время, которое «возьмет свое», и на то, что «в школе научат». Помогите ребенку овладеть прекрасным даром слова.
«Что же нужно делать?» — спросите вы.
Начните с себя.
- Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком.
- Старайтесь всегда говорить четко, делая логические ударения. Говорите как можно более выразительно – дети очень чутки к интонации.
- Чуткое ухо ребенка ловит каждое ваше слово, поэтому не употребляйте в общении с ребенком жаргонных слов и вульгаризмов. Исключите из собственной речи сленг и бранные слова. Не произносите их даже тогда, когда ребенка нет рядом – авось, не услышит. Тогда вам, скорее всего, не придется бороться с детским сквернословием.
Читайте, читайте, читайте.
К сожалению, у многих родителей сложилась такая практика: как только малыш научился читать, а тем более, когда он поступает в школу, они перестают читать ему книги. «Пусть читает сам, совершенствует технику чтения», — рассуждают взрослые. Помните, это справедливо только для учебного материала. Совместное чтение взрослых и детей пробуждает познавательный интерес ребенка, поддерживает его любознательность. А еще оно помогает эмоциональному и духовному сближению, благотворно влияет на психологическое здоровье маленького человека.
Обязательно обсуждайте прочитанное в книгах, увиденное в театре, музее, на прогулке, в телепередаче.
В таких обсуждениях очень важно разъяснить ребенку значение незнакомых слов, выражений. Если вы хотите, чтобы ребенок новые слова успешно использовал, произносите их, глядя ему в глаза, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Но не переусердствуйте, расширяя лексический запас ребенка.
Не употребляйте громоздких фраз и речевых конструкций, недоступных для понимания ребенка. Не перегружайте речь иностранными словами, сложными научными терминами.
Уважайте и поддерживайте стремление ребенка к общению.
Если ребенок обратился к вам с вопросом, выключите громкую музыку, убавьте громкость телевизора. Старайтесь дать ребенку возможность слышать вас и себя.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук.
Она тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр» — все это поможет устной речи, а затем – и письму.
Очень важно: хорошее настроение.
В общении с ребенком будьте терпеливы, не забывайте радоваться его успехам, чаще хвалите его.
Итак, в результате ваших усилий к моменту поступления в школу ребенок должен
- правильно произносить все звуки родного языка;
- быть способным к простейшему звуковому анализу;
- обладать достаточным словарным запасом;
- грамматически правильно строить предложения;
- уметь самостоятельно пересказать знакомую сказку, составить рассказ по картинкам;
- свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Если же вы заподозрили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка – посоветуйтесь с профессионалами.
Необходимую консультацию вы можете получить у специалистов Государственного бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Красносельского района (ЦППМСП Красносельского района)
Наш телефон: +7 (951) 651-94-24
Мы готовы помочь вам!
Материал подготовили: Ирина Алексеева, учитель-логопед, Татьяна Афанасьева, педагог-психолог.