Воспитание и социализация

Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности 

  • Акцентуации характера у подростков описаны с точки зрения теории А.Е. Личко. Он писал: «Систематика, которой мы придерживаемся… в основном исходит из классификации П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой  и типов акцентуированных личностей у взрослых, по K. Leongard. Однако наша систематика отличается от предыдущих… она предназначена специально для подросткового возраста. Все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают».
    Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим… В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
    В предложенном материале описаны основные черты акцентуаций, ситуации психологического комфорта для представителей этого типа акцентуаций, факторы, провоцирующие развитие акцентуации, и непереносимые для подростков ситуации.
    Наличие акцентуированности характера является существенным препятствием в реализации целей развития личности школьников, поэтому коррекция дезадаптивного поведения акцентуированных подростков выступает одной из задач педагогический деятельности в процессе воспитания. Коррекция дезадаптивного поведения акцентуированных подростков в системе воспитания личности предполагает создание педагогом таких психолого-педагогических, социальных условий, при которых происходило бы торможение негативных проявлений акцентуированности и изменение поведения подростков в сторону – его адекватности.
    Практические рекомендации по индивидуальному подходу в коррекции различных типов акцентуаций в урочной и внеурочной деятельности изложены в виде таблиц и являются квинтэссенцией данного материала, их цель – актуализация всего содержания  работы с акцентуированными подростками в системе целостного воспитательного процесса.
    Содержание таблиц позволит педагогу актуализировать необходимую информацию о подростке с определенным типом акцентуации, составить прогноз его поведения и деятельности и смоделировать педагогическое воздействие.
    На основании разработанной модели педагог сможет включить подростка в деятельность, позволяющую активизировать позитивные черты его характера и адаптивные стереотипы его поведения, а также осуществлять торможение негативных проявлений, специфических для определенных акцентуаций.

  • Рисковое поведение подростков
    Во всем мире подростки начинают проявлять склонность к рисковому поведению и испытывают внутреннюю потребность «испытать себя». Рисковое поведение или иначе поведение, опасное для здоровья, в той или иной степени проявляется у большинства подростков в развитых странах и нередко заканчивается серьезными последствиями.
    Рисковое поведение можно охарактеризовать как целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском.
    В предлагаемом материале рассматриваются причины рискового поведения, а также его факторы:
  • Подростковый возраст как фактор склонности к рисковому поведению
  • Социокультурные и личностные факторы рискового поведения
  • Личностно-психологические факторы рискового поведения

Описаны также факторы снижения риска. Даны рекомендации, что можно сделать, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у подростков.

Роль эмоций в учебной деятельности школьников 
В предложенном материале рассмотрены вопросы участия эмоций, которые испытывают ученики и учителя, в управлении поведением и учебной деятельностью.
Описаны четыре уровня профессиональной компетентности педагогов по Роберту Каркуффу в связи с умением педагога учитывать эмоции учеников и проявлять собственные эмоции.
Подробно проанализированы 3 подхода педагогов в поддержании дисциплины.
В ходе анализа трех основных законов поведения особое внимание уделено причинам «плохого» поведения учеников, возможным эмоциональным и действенным реакциям педагогов на «плохое» поведение. Показано, каким должно быть действенное педагогическое воздействие.

Профилактика вовлечения молодежи в неформальные группы деструктивной направленности
Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
В рекомендациях для классных руководителей выделяются три направления молодежной контркультуры:

    • Анархо-нигилистические (экстремистские субкультуры “левого” и “правого” толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
    • Романтико-эскапистские субкультуры – отличаются определенным мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.
    • Гедонистическо-развлекательные

Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодежные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние. В рекомендациях описана деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения, которая должна вестись по трем основным направлениям: общая воспитательная работа с обучающимися;  профилактическая работа с группой риска; коррекционно-педагогическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.
Выделены основные факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности

Петрановская Л. Травли NET. Методическое пособие для педагогов и школьных психологов
Методическое пособие известного семейного и детского психолога Л. Петрановской разработано в рамках проекта «Травли  нет!» Цель проекта – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращать и прекращать школьную травлю (буллинг, моббинг).
Англоязычные термины, называющие это явление: буллинг (от «булли» – бычок, задира) и моббинг (от «моб» – толпа), связаны по смыслу с причинами, вызывающими травлю: подростковая агрессия и групповая агрессия.
Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными. Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир. Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия. Ряд исследований показывают, что последствия школьной травли для человека могут быть более тяжелыми и длительными, чем последствия семейного насилия.
Методическое пособие включает следующие разделы:

  • Что такое травля и с чем ее путают
  • Почему возникает травля?
  • Чего не надо делать
  • Что можно сделать

Возрастные кризисы и суицидальное поведение детей и подростков
Предлагаемый материал содержит описание основных возрастных кризисов. Именно в кризисы происходит активное развитие личности либо ее «слом» при неудачном исходе периода, поэтому проблема возрастных кризисов рассматривается в связи с проблемой суицидального поведения.
Рассмотрены основные причины детского, подросткового и юношеского суицида.
Профилактика суицидального поведения описана как взаимодействие с различными категориями участников образовательных отношений: обучающимися, педагогами, родителями.
Показаны основные направления профилактики суицидального поведения в разных возрастных группах

Деструктивное поведение
Деструктивное поведение — это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом. Это форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество).
В предлагаемом материале описаны типы деструктивных моделей поведения и признаки деструктивного поведения, его маркеры. Рассмотрены механизмы  возникновения деструктивного поведения и основные направления профилактики.

Маркеры кризисной ситуации у подростков. Памятка для классного руководителя
Методическая разработка содержит признаки того, что подросток находится в кризисной ситуации, дают знать о негативном состоянии подростка. Также представлен алгоритм действий классного руководителя в случае резких изменений в поведении подростка.

Работа по профилактике ДДТТ с детьми разного возраста
Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рассмотрены с точки зрения психологических особенностей различных возрастных групп. Показаны особенности познавательной сферы и мотивации дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников. Описаны формы как индивидуальной, так и групповой профилактической работы.

Формы взаимодействия педагога-психолога и классного руководителя по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников
Разработка педагогов-психологов ЦПМСС Красносельского района посвящена одному из наиболее актуальных направлений  работы классного руководителя — помощи школьникам в профессиональном самоопределении. Показаны основные формы профориентационной работы. Особое внимание уделено активизирующим играм и опросникам как наиболее современным и эффективным формам профориентации.

Правовые последствия противоправного поведения подростков
В течение учебного года педагоги образовательных организаций, специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи участвуют в проведении занятий, классных часов и других образовательных событий профилактической тематики. Проводятся декада здорового образа жизни, антинаркотический месячник, неделя правовых знаний и другие акции. Одна из задач, решаемых в ходе этой работы – предоставить ребёнку, подростку достаточную информацию о правовых последствиях противоправного поведения, другая, не менее важная, задача – предложить альтернативу нежелательному девиантному поведению несовершеннолетних.
Предлагаемая подборка о правовых последствиях поведения несовершеннолетних основана на законах Российской Федерации. Чем руководствоваться педагогам, на какие статьи законов опираться при проведении занятий, бесед, классных часов, внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, об этом данная памятка.

Сценарии образовательных событий

Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении
Представлен сценарий круглого стола для обучающихся 9 — 10 классов «Неформалы: кто они?» Цель круглого стола: познакомить старшеклассников с различными неформальными объединениями молодежи в России и за ее пределами в конце XX начале XXI веков.

Детский тимбилдинг
Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.
Достоинство технологии детского тимбилдинга — для большинства игр не требуется никаких приспособлений. Местом проведения тимбилдинга может быть и комната детского объединения, и школьные коридоры, и спортивный и музыкальный залы, и стадион, и живописные зоны отдыха – главное, оторваться от привычного рабочего места.
В разработке педагогов-психологов ЦПМСС Красносельского района описаны упражнения на командообразование с учетом разных стадий формирования детской группы.

раздел пополняется…