Возрастные особенности школьников

Психологические особенности адаптации первоклассников к школе
В материале, разработанном педагогами-психологами ЦПМСС Красносельского района, особенности адаптации к обучению рассмотрены с опорой на сравнительный анализ психологических особенностей младших школьников и детей дошкольного возраста. Рассмотрены  общевозрастные особенности социализации младших школьников и основные психические новообразования этого возраста, определяющие 3 вида адаптации. Проанализирован фазный характер процесса адаптации и ее уровни. Особое внимание уделено категориям детей, для которых можно прогнозировать проблемы в адаптации к школе. Даны рекомендации по взаимодействию с такими детьми. Описаны также основные формы школьной дезадаптации.

Старшеклассники: психологическая характеристика и особенности педагогического воздействия
Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Старший школьный возраст занимает особое место в возрастной периодизации, что и определяет психические особенности этой группы обучающихся. В группу, заслуживающую особого внимания педагога, входят девятиклассники.
В предлагаемом материале подробно рассмотрены познавательные процессы и способности старшеклассников, особенности их эмоциональных реакций, новообразования личностной сферы.
В анализе способов педагогического воздействия особенно отмечены сложности во отношениях между старшеклассниками и педагогами и причины препятствий во взаимоотношениях. Указано на необходимость личностного подхода в организации педагогического воздействия.

Возрастные кризисы
В материале дано определение кризисов и показана их закономерность и необходимость для развития. Представлена периодизация возрастных кризисов. Рассмотрены основные возрастные кризисы. С позиций триединства биологических, социальных и психологических процессов дана подробная характеристика больших возрастных кризисов: новорожденности, 3 лет и подросткового возраста — периодов, когда происходит перестройка отношений ребенка и общества, а также кризиса 7 лет — периода рождения социального в ребенке.

Детские страхи
Страх — это необходимое для жизнедеятельности переживание, нормальная реакция, которая в большинстве случаев адекватна ситуации. Многие классики психологии говорят, что только развитая психика может тревожиться и бояться.
Возрастные страхи – обычно обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивают глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияют на его характер, поведение
и взаимоотношения с окружающими людьми. Чего боятся дети в разном возрасте? Ответ на этот вопрос представлен в материале педагогов-психологов ЦПМСС.
Рассмотрены также признаки невроза страха, его причины, признаки, по которым можно распознать детский страх. Подробно описана роль семьи в развитии  неадекватных страхов.

раздел пополняется…